Как сделать интересной даже бухгалтерию: кейс курса «1С-разработчик» от Skillfactory
Рассказывают методист и редактор курса
Отрицание, гнев, «Управление торговлей», «Бухгалтерия»
В Skillfactory студенты общаются со специалистами 1С в чате и на вебинарах, получают рецензии на домашнюю работу и проекты. Но наступает время, когда они остаются один на один с контентом.

Проблема
Еще весной 2023 года «1С-разработчик» считался среди коллег проблемным. Часть студентов просили перевести их на другой курс или вернуть деньги.

Мы провели исследование и выявили, что одна из проблем — качество текстовых материалов. Из-за этого страдали 13% студентов. Уроки были похожи на пошаговые инструкции. Студенты могли повторить все действия, но не понимали, зачем это делают и как это пригодится в работе. В отзывах они писали:
  • «…сложно понять, по какому принципу строится код и для чего вообще мы это делаем»;
  • «…всегда возникает вопрос — почему? Почему именно так, а не иначе?»

Чтобы исправить ситуацию, нам нужно было менять форму, а не содержание. Так возникла идея обратиться к сторителлингу.

Решение проблемы. Сказка ложь, да в ней намек
Мы стали разрабатывать истории в 2 этапа. Сначала методист с экспертом придумывали сквозной сюжет модуля, который перекладывал бы сухую теорию на рабочие будни 1Сника. Потом редактор помогал автору эти будни раскрасить.

Для этого методист разработала шаблон из пяти шагов.
Проблема
Начальник дает задание. Он не разбирается в теме и формулирует примитивно, на бытовом языке.
Простое решение
Герой находит решение и пробует реализовать его.
Кризис
В процессе решения герой что-то ломает, сталкивается с ограничениями, находит совершенно незнакомый функционал.
Поиск
Герой изучает тему глубже.
Сложное решение
Герой исправляет ситуацию и справляется с поставленной задачей. Начальник счастлив и хвалит героя.
Проблема объясняет студенту, какие рабочие задачи он сможет решать после изучения урока, и запускает сюжет. А еще не дает забыть автору, что урок начинается с формулирования цели для студента.

Кризис — это способ поделиться опытом автора. Вкусная фактура, которую не найти в других источниках. Автор рассказывает, как он сам работал с изучаемым инструментом, и предупреждает студентов о подводных камнях.

Вопросы экспертам
Но нельзя просто взять и спросить: «Расскажите захватывающую историю про различие модальных и немодальных диалоговых окон». Поэтому вытаскивали информацию такими вопросами:
  • Зачем в реальной работе может понадобиться этот инструмент?
  • Какую проблему бизнеса можно решить этим инструментом?
  • Представьте глупого заказчика, который ничего не понимает в вашей работе. Как он сформулирует, что ему от вас нужно?
  • Какие есть подводные камни? Как можно накосячить?
  • Были ли в вашем опыте проблемы с этим инструментом?
  • Представьте, что мы все сделали верно, но проблема бизнеса все еще не решена, заказчик недоволен. Почему так может быть?
Или сами рассказывали 1Сникам придуманный сюжет. И если это звучало как история из жизни, а специалист улыбался, то кризис придуман хорошо.

Истории
Наши эксперты посмеялись над этими историями.
Приветствие для зануды
Заказчик часто выходит из программы, забывая что-то сохранить. Он хочет, чтобы перед выключением программа переспрашивала, можно ли закрывать.

Мы делаем окно выхода и заодно добавляем окно приветствия со смешным пожеланием хорошего дня. Кажется, всем нравится.
Но администратор — унылый зануда — видит окно и ругается.

Приходится разбираться, как сделать так, чтобы окно видели все, кроме него.
Проблемы удаленщика
Заказчик жалуется, что сотрудники забывают заполнить поля в отчете, и просит сделать диалоговое окно с напоминанием.

Мы создаем модальное окно, оно блокирует программу и не позволяет ничего делать, пока нужное поле отчета не заполнено. Наш новый функционал работает у всех, кроме одного сотрудника.

Мы проводим расследование и узнаем, что этот сотрудник работает удаленно и пользуется 1С через браузер. Современные браузеры не поддерживают модальные окна, защищая нас от баннеров с рекламой. Приходится разбираться, как делать немодальные уведомления.
Менеджер и откаты
Заказчик продает товар другим компаниям. Он просит нас сделать так, чтобы менеджеры могли давать индивидуальные скидки клиентам.

Вдруг оказывается, что среди менеджеров завелся мошенник, который стал злоупотреблять скидками. Теперь нужно сделать отчет, который показывает все скидки менеджеров и выделяет самые большие, чтобы найти злодея.
Специфика этой профессии — высокая ответственность. Отчеты 1С-разработчиков помогают руководителям принимать решения, а государство штрафует компании за ошибки в документах. Поэтому начинающим специалистам не доверяют серьезных задач. Наш главный эксперт говорит: «Когда джун заходит в комнату, все прячут клавиатуры».

Например, в одном уроке наш герой дважды начислил зарплату всем сотрудникам и разорил компанию. Будем надеяться, что наши студенты теперь предупреждены и не сделают так в реальности.

Результаты
Сторителлинг стал правилом для всех новых материалов курса. Но именно старые сложные уроки, которые мы переписали, помогли оценить его эффективность:
  • У одного из них средняя оценка была 7,60 из 10, стала 8,81. А количество негативных отзывов сократилось с 11,6% до 0%.
  • У другого результаты не столь крутые, но тоже позитивные. Средняя оценка увеличилась с 8,09 из 10 до 8,63. А доля негативных отзывов сократилась с 8,2% до 5,7%.
Мы считаем, самое глупое, что может сделать онлайн-школа, это нанять крутого эксперта с регалиями, десятилетним стажем и заставить его пересказывать своими словами документацию. Для такого контента не нужен эксперт, хватило бы и ChatGPT.

Эксперт ценен своим опытом, надо вытаскивать из него побольше историй: просить рассказывать про реальные рабочие ситуации, типичные ошибки джунов, подводные камни. Если показать личное отношение эксперта к профессии, текст получится живым и вовлекающим, и студенты будут мотивированы продолжать учебу.

Специалист по 1С без труда расскажет, как удалить движение документа. Но многие ли сделают это так?
  • Мария Коробова
    методист
    orange-tutor@yandex.ru
  • Марина Воронкова
    редактор
    not.recre8@gmail.com
Made on
Tilda